Интервью Олега Некрасова газете "Экстра"
«Экстра» продолжает рассказывать читателям о грядущем переходе на новую систему обращения с отходами, в просторечии именуемой «мусорной реформой». Поскольку вопросов у населения, как не раз уже писала газета, куда больше, чем ответов, мы попросили главу минприроды края Олега Некрасова прояснить хотя бы те, что находятся в его ведении. Здравствуйте, Олег Владимирович. Самый главный вопрос, который волнует сейчас забайкальцев – насколько край готов к переходу на новую систему. Как вы оцениваете этот момент? Добрый день. Для того чтобы обеспечить этот переход, Минприроды Забайкальского края, органами местного самоуправления, региональным оператором по обращению с ТКО в течение 2019 года и по сей день проводится необходимая комплексная работа, которая включает в себя как подготовку соответствующей законодательной базы, так и проведение подготовительных мероприятий региональным оператором на территории населённых пунктов края. Пока мы движемся в рамках обозначенных сроков. Могу твёрдо сказать, что со своей стороны мы сделали всё, от нас зависящее – разработали и утвердили территориальную схему, на основании которой регоператор подготовил и направил в адрес РСТ Забайкальского края заявку на установление тарифа. Он будет принят не позднее 20 декабря. Для нас достаточно весомым аргументом, свидетельствующим о готовности края, является то, что уже сегодня региональный оператор работает в 13 муниципальных районах края, куда поставлена спецтехника для сбора и транспортирования ТКО в количестве 40 единиц и контейнерные баки порядка 6000 единиц. До конца года в населённые пункты края будет доставлена спецтехника в количестве ещё 80 единиц. Конечно, некоторые шероховатости есть, но, думаю, с ними мы к установленному сроку справимся.
А насколько готов региональный оператор – заключены ли все необходимые договоры, все ли населённые пункты охвачены, хватит ли техники, продумана ли логистика вывоза отходов? Региональным оператором ведётся вся необходимая организационная работа, в том числе заключаются договоры с действующими на рынке транспортировщиками ТКО, готовятся и утверждаются графики движения мусоровозов в разрезе всех населённых пунктов края, ведётся договорная компания с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и ведомствами. К 1 января эта работа должна быть завершена, и бюрократические проволочки регионального оператора начать работать в срок не помешают.
Как система будет работать в сельской местности? Новая система обращения с ТКО предусматривает обязанность регионального оператора оказывать услугу населению всего края, в том числе организовать регулярный сбор и транспортирование ТКО из частного сектора и сельских населённых пунктов, даже самых труднодоступных и отдалённых. По желанию жителей, которым раньше никогда такая услуга не оказывалась, региональным оператором может осуществляться как бесконтейнерный сбор отходов, так и установка контейнеров. Организовать людей, чтобы они сделали свой выбор, а потом передать информацию об этом региональному оператору - задача местных властей. Это позволит максимально грамотно настроить работу оператора с учётом особенностей и пожеланий жителей каждого населённого пункта. На сегодняшний день эта работа ведётся, министерство контролирует её и активно взаимодействует с главами районов и муниципалитетов.
Как будет рассчитываться оплата за вывоз для городских жителей, для сельских? Законодательством предусмотрено, что размер платы за услугу регоператора для физических лиц определяется исходя из тарифа и норматива накопления. Предполагается, что тариф будет единый для всего края. Это позволит нам определить усреднённое значение тарифа для всего населения и не допустить такого положения дел, когда жители труднодоступных и отдалённых районов края будут платить существенно больше, чем, скажем, жители краевой столицы. Также необходимо помнить о льготах, которые действуют для льготных категорий населения. Согласно данным краевого Минсоца, численность отдельных категорий населения, имеющих право на получение компенсации по оплате услуги на сбор и вывоз ТКО, составляет 255 тысяч человек.
А можно ли доказать, что с конкретного жилого помещения в текущий период времени нет отходов (к примеру, там никто не проживает) - и на основании этого отказаться от оплаты? Конечно! Если вы, к примеру, не проживаете в жилом помещении, то необходимо представить подтверждающие документы региональному оператору. Соответственно, вам не будет начисляться плата за услуги по сбору и вывозу ТКО.
Наиболее волнующий население вопрос – насколько всё-таки больше придётся платить людям после прихода регионального оператора? Говорить о прогнозируемом росте размера тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО необоснованно и преждевременно, поскольку тарифная заявка в настоящее время находится на рассмотрении РСТ Забайкальского края.
К Региональной службе по тарифам в последнее время очень много вопросов. В частности – об утверждённых ею нормативах накопления мусора. Как вы оцениваете эти нормативы: легитимны ли они, справедливы ли, нужно ли их пересматривать? Нормативы, согласно законодательству, утверждаются на основании производимых в течение года замеров фактического накопления мусора с различных организаций по установленным группам показателей в разрезе каждого населённого пункта края. Забайкальская РСТ на сегодняшний день понимает, что значения установленных нормативов по разным категориям объектов являются весьма усреднёнными для районов Забайкальского края. Соответственно, будет проводиться работа по пересмотру нормативов. В соответствии с федеральными Методическими рекомендациями сформирован перечень муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, где регоператор, совместно с представителями органов местного самоуправления, будет производить замеры на протяжении 4 сезонов 2020 года – по 7 дней в каждый. На основании полученных данных РСТ Забайкальского края планирует в течение 2020 года произвести пересчёт нормативов накопления ТКО в более подробной градации – как и положено по Методическим рекомендациям.
Это значит, что весь 2020 год, так или иначе, придётся «жить» по уже установленным нормативам? Тут стоит отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 предусмотрено, что учёт образованных ТКО может осуществляться в том числе расчётным способом, исходя из количества мусорных контейнеров, либо исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерений, устанавливаемых за счёт средств владельцев объектов. Таким образом, абсолютное большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут оплачивать услуги регионального оператора по обращению с ТКО по факту объёма или массы вывезенного мусора, минуя тем самым начисление платы по нормативу накопления ТКО.
Кто будет контролировать деятельность регионального оператора? Кому жаловаться в случае неисполнения обязанностей или неправомерных расчётов? Необходимо отметить, что деятельность регионального оператора контролируется достаточно широким кругом контрольно-надзорных органов. В первую очередь, это Минприроды края, Росприроднадзор, РСТ Забайкальского края, Прокуратура Забайкальского края, в том числе природоохранная, налоговая инспекция. По всем возникающим вопросам можно смело обращаться в адрес Минприроды Забайкальского края, у нас работает «горячая линия».