Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
В 2024 году Всесоюзная ударная комсомольская стройка или Байкало-Амурская магистраль отмечает 50 лет с начала строительства. Решение о строительстве было принятов апреле 1974 года на XVII съезде Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). И это грандиозное событие затронуло жизнь нашего коллеги, руководителя ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий забайкальского края» Александра Витальевича Бузинова. Его отец получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Наверное, в каждой семье есть так называемые реликвии, передающиеся из поколения в поколение. В нашей семье это «Знак Почетного железнодорожника» моего деда с отцовской стороны. Это Орден Трудового Красного Знамени, принадлежащий, маминому отцу, горняку по профессии. Это медали «За доблестный труд во время Великой отечественной войны» не только моих дедушек и бабушек, но даже прабабушки. Самая «молодая» награда принадлежит моему отцу. Это медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Мой отец, Бузинов Виталий Александрович, окончил Читинский политехнический институт по профессии «Строительство промышленных и гражданских сооружений». Коротко - ПГС. В военкомате ему предложили поехать в Монголию и там заниматься строительством объектов военной и гражданской инфраструктуры в подразделении Советской Армии, дислоцированном на территории МНР. Было это в 1974 году, то есть как раз в то время, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР«О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Как известно, стройка века началась в Амурской области, а на территорию нашей, Читинской, БАМ пришел в 1978-ом с востока и в 1981с запада.
Из Монголии мои родители вернулись в 1977 году. Отец устроился на работу начальником Читинской областной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля(ГАСК) в составе отдела по делам строительства и архитектуры Читинского облисполкома. Работа была связана с частыми командировками, ведь отец возглавлял все государственные комиссии во время приема объектов жилого и социально-культурного назначения, крупных производственных предприятий и комплексов на всей территории Читинской области.
В период строительства БАМа он принимал участие в работе Государственной комиссии по приему в эксплуатацию поселков Ния, Таюра , Киренга, Кунерма, Северобайкальск на Западном участке магистрали, контролировал ход и качество строительства гражданских объектов в поселках Икабья, Новая Чара, Куанда на Читинском участке. БАМ был настоящей всесоюзной стройкой. Объекты жилья и соцкультбыта на Читинском участке возводили посланцы Союзных Республик. К примеру, поселок Новая Чара строили казахи. Икабью возводили грузины. Куанду посланцы Узбекистана. Подолгу службы отец был знаком с руководителями этих строек. С некоторыми даже дружил.
Именно на Читинском участке 29 сентября 1984 года на станции Балбухта состоялась черновая (техническая) стыковка восточного и западного участков БАМа, а 1 октября на станции Куанда было уложено символическое «золотое» звено магистрали. В честь этого грандиозного события многие участники строительства были удостоены высоких правительственных наград: Орденов, Звезд Героев Труда, медалей.
Медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали» был удостоен и мой отец.
Вчесть40-летия БАМа в 2014 году ему вручили также юбилейную медаль.
В объеме пускового комплекса БАМ был сдан в эксплуатацию 1 ноября 1989 года. С этого времени в жизни БАМа и бамовцев началась черная полоса. Финансирование строительства почти прекратилось. Руководители огромных строительных подразделений были вынуждены искать новые объемы работ за пределами Каларского района, чтобы сохранить профессиональные высококвалифицированные кадры. Именно тогда кем-то из столичных журналистов был придуман обидный ярлык БАМу – «дорога в никуда».
В 1987 году мою маму, которая до этого проработала 5 лет внештатным корреспондентом Читинского телевидения и радио, приняли в штат. Впервые в Каларский район она прилетела в 1991 году. Съемочная группа за десять дней побывала и у разведчиков недр – геологов Удоканской экспедиции, Апсатского угольного месторождения, Чинейского месторождения железо-титан-ванадиевых руд, и у коренных жителей района эвенков в селе Чапа-Олого. И конечно, у строителей БАМа.
Рельсы были уложены, сквозное движение по БАМу открыто, но до конечной цели, ради которой строилась дорога, было очень и очень далеко. Эту первую свою передачу о Каларском районе мама назвала «Северное чудо», настолько всех членов съемочной группы поразила суровая красота Забайкальского Севера и непоколебимая уверенность живущих там людей в то, что справедливость рано или поздно восторжествует.
Её поразил начальник Управления «БАМстрройпуть» Евгений Иванович Иващенко, который, оставив руководство 30-тысячным коллективом, стал председателем Каларского райисполкома со штатом 30 человек. Свой поступок он объяснил желанием увидеть и приблизить то, ради чего строился БАМ – освоение богатейших недр этого региона. На этом пути его ждало много горьких разочарований, гораздо больше, чем за всю предыдущую жизнь в строительстве. Но он упорно добивался поставленной цели, используя все средства для привлечения инвесторов в Каларский район. Лишь к концу жизни (он умер в Чаре в 2019году) Евгений Ивановичи все оставшиеся в районе бамовцы увидели, наконец, начало освоения Апсатского месторождения каменного угля, начало работ по строительству Удоканского горно-металлургического комбината.
Десять лет назад, в 2014 году, когда в стране широко отмечалось 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, Министерство путей сообщения РФ объявило конкурс на лучший материал в средствах массовой информации о БАМе. Мама придумала и вместе с коллегами и создала цикл передач под рубрикой «Дорога больших надежд». С экрана телевидения и в эфире читинского радио они обратились к участникам великой стройки: «Отзовитесь, бамовцы!». И они отозвались. И не только те, кто жил в Чите и Читинской области. Например, бывший руководитель строительно-монтажного поезда Валерий Иванович Лыков прилетал для участия в передаче из Москвы.
Так одна за другой рождались передачи, в которых повзрослевшие и даже постаревшие строители магистрали делились своими воспоминаниями, а телевизионщики подкрепляли их кадрами из архива. Ведь в архивах Читинского телевидения сохранилось огромное количество сюжетов, очерков, передач, отснятых на киноленту, причем по большей части на черно-белую. Мама, её коллега-режиссер Татьяна Михайловна Березовская, которая, кстати, ездила на Читинский участок БАМа с 1978 года и поэтому знала многих бамовцев в лицо, помнила их истории, а также редактор архива Ия Дмитриевна Мазурова пересмотрели сотни метров киноленты в поисках нужных материалов. Они создали девять передач, которые оценили не только бамовцы и читинские телезрители, но и жюри конкурса.
Цикл передач «Дорога больших надежд» получил Гран-при конкурса Министерства путей сообщения Российской Федерации за лучшее освещение 40-летия БАМа. Сейчас маме и отцу по 76 лет - я рад, что родители дожили до сегодняшнего дня, когда БАМ стал развиваться, открывая доступ к природным богатствам севера нашего края, и что они видят результаты трудовых дней своей молодости!
Александр Бузинов, руководитель ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий»
История успеха семьи Гудратовых: туркменские пироги полюбились забайкальцам
Мама тройняшек в Забайкалье: родителем быть в 100 раз сложнее и интереснее
Вместе полвека - жители села Александровский Завод отметили юбилей совместной жизни
Супругов из Акши поздравили с золотым юбилеем во время празднования Дня села