Очередной заход дзерена на территорию Забайкальского края отмечен в Кыринском районе
Первые сведения о скоплении дзерена на границе Монголии с Кыринским районом Забайкальского края в окрестностях с. Михайло-Павловск стали поступать в Сохондинский заповедник к середине декабря 2012 г. К концу декабря состоялся рейд сотрудников заповедника заместителя директора Малкова Е.Э., н.с. Белова И.Н. и водителя-инспектора Газинского Ю.А. к местам скопления дзерена. Тогда по примерным подсчетам численность дзерена была в пределах 4-4,5 тыс. особей. Заход дзерена совпал с его гоном, который проходил уже на нашей территории. Причины, подтолкнувшие многочисленные стада дзерена к миграциям в зимний период, заключаются, прежде всего, в поисках новых кормовых угодий.
В конце января 2013 г. группа сотрудников заповедника (инспектора Лисичников А.Н., Шатских С.Г., Михайлов И.Н.) во главе с директором заповедника Яшновым В.И. провела рейд по местам продвижения дзерена в глубь Кыринского района со стороны государственной границы с Монголией. Количество дзерена и его распространение было впечатляющим – всего по предварительным прогнозам число особей превышало 20 тыс. голов. Дзерен распространился от границы, где он заходил, района сел Михайло-Павловск и Турген до сел Мангут и Ульхун-Партия, продвигаясь по долинам рек Мангутка, Курца и сопутствующим хребтам. Большая часть дзерена остановилась в долине р. Онон правого берега, где разрозненные стада держатся в пойме реки на закустаренных лугах. Однако часть популяции уже обосновалась по левому берегу Онона, заходя вглубь пади Мокон и соседних падей, т.е. в места, где ранее закрепилась с 2010 г. группировка дзерена, давшая потомство уже на территории Кыринского района. Тем самым мы наблюдаем, как уже в течение нескольких последних лет дзерен осваивает места своих прежних мест обитания, описанных еще в 1772 г. Палласом под с. Мангут. Есть большая вероятность того, что часть популяции вновь закрепится на российской территории.
Очень часто по незнанию или из-за вредности люди обвиняют диких животных в каких-то своих бедах, забывая о том, что мы тоже часть этой группкой природы – живой оболочки нашей планеты. Мы такие же животные - один из видов приматов, самоуверенно считающий себя «венцом природы». (читать продолжение статьи "Виноват ли дзерен?")