Представители Министерства 20 марта 2014 года приняли
участие в заседании круглого стола
Представители Министерства 20 марта 2014 года приняли участие
в заседании круглого стола на тему: «О работе представительных органов муниципальных образований Забайкальского края по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов», организованном Законодательным Собранием Забайкальского края
Ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов на территории Забайкальского края остается сложной. В крае ежегодно образуется 85-89 млн. т отходов, основная доля (95%) приходится на горнодобывающие предприятия.
Отходы горнодобывающих предприятий относятся к категории вскрышных пород, эйфелей и шламов, размещенных внутри карьеров и разрезов, либо в хвостохранилищах и отвалах. Таких мест размещения – 45. Часть отходов вскрышных пород используется для рекультивации участков отработанных месторождений полезных ископаемых.
Также в Забайкальском крае отходы образуются на предприятиях топливно-энергетического комплекса, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, строительной и транспортно-дорожной отраслей и при прочих видах экономической деятельности, а также жилищно-коммунального хозяйства и населения. Виды и величина отходов, имеющихся в крае, определяются, прежде всего, степенью и историческими особенностями его промышленного освоения, а также условиями гражданско-промышленного и дорожно-транспортного строительства.
1. Бытовые отходы.
Одними из наиболее проблемных для любой территории являются твердые бытовые отходы (далее – ТБО).
Объем образования ТБО составляет 232,4 тыс. т или 0,26% от общего объема отходов за год.
При этом в крае практически отсутствует их переработка. Только 0,7 % образующихся отходов используется, однако направления использования отходов на территории края немногочисленны и малоэффективны. Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов.
Низкая степень использования отходов приводит к тому, что в настоящее время основная часть отходов размещается на объектах захоронения и длительного хранения.
Для сбора ТБО в крае используется одноступенчатая схема, при которой отходы с территорий собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки), и затем доставляются специализированым транспортом на полигон (свалку).
Только в городе Чите планируется реализация проекта по сортировке твердых бытовых отходов, где образуется наибольшее количество ТБО – 84 %.
В настоящее время на территории края становятся массовыми несанкционированные свалки мусора, размещенные по обочинам дорог, в санитарно-защитной зоне городов, поселков, сел, – все это ухудшает качественное состояние земель.
На основании действующего законодательства полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
По итогам инвентаризации мест размещения отходов, проведенной органами местного самоуправления в 2012 году, на территории Забайкальского края эксплуатируется 1108 объектов размещения отходов (из них 493 несанкционированные свалки). Большинство объектов представлено санкционированными свалками (462 объекта), которые были введены в эксплуатацию более 10 лет назад и на сегодняшний день представляют угрозу экологической безопасности региона. На территории Забайкальского края действуют только 10 объектов (свалок) размещения ТБО включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, в том числе 4 – в городских, и 6 – в сельских поселений.
Основной проблемой, препятствующей проектированию и строительству новых полигонов или переоборудованию существующих санкционированных свалок в соответствии с нормативными требованиями, является дефицит муниципальных бюджетов (стоимость разработки проектно-сметной документации и строительства одного полигона составляет в среднем 50 и более млн. рублей в зависимости от площади проектируемого полигона и необходимых геологических изысканий).
Отсутствие необходимого количества объектов размещения отходов, на которые выдана разрешительная документация, привело к возникновению проблемы с утверждением Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
До 2013 года Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю применялась практика выдачи лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I- IVклассов опасности для владельцев объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям и не прошедших государственную экологическую экспертизу. На сегодняшний день такая практика прекращена.
Таким образом, при размещении отходов на свалках, не имеющих разрешительной документации, плата за отходы производства и потребления для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц рассчитываться как сверхлимитная – с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Ежегодно Губернатором Забайкальского края выдавались поручения по исполнению органами местного самоуправления полномочий при обращении с твердыми бытовыми отходами, но, в принципе, ситуация кардинально не изменилась.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю проведена государственная экологическая экспертиза материалов строительства полигона ТКО вместимостью 7 тыс. тонн ОАО «Ново-Широкинский рудник» (приказ № 247-Э от 12.09.2012); материалов проектной документации «Строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Давенда Могочинского района Забайкальского край» (приказ № 217-Э от 16.08.2012); материалов проектной документации «Полигон захоронения твердых бытовых отходов. Золошлакоотвал Бугдаинского горно-обогатительного комбината (Бугдаинского ГОКа)» (приказ № 141-Э от 25.03.2013). Ведется строительство.
2. В крае накоплено значительное количество отходов горнодобывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса (золошлакоотвалы), различных предприятий и коммунальных служб. Именно указанные выше отходы представляют основную экологическую опасность для окружающей среды и населения.
Для Забайкальского края серьезной проблемой являются производственные отходы горнодобывающей промышленности (отвалы вскрышных пород, забалансовых и некондиционных руд, хвосты обогащения). За многие десятилетия на территории региона накоплено около 3 млрд. тонн различного техногенного материала.
Наибольшую опасность представляют отходы горного производства в хвостохранилищах, в которых накоплены отходы горноперерабатывающего производства с высокой концентрацией металлов и других токсичных веществ.
В следствии остановки и закрытия многих рудников прекращены мероприятия по поддержанию относительно безопасного состояния хвостохранилищ: закачка воды в целях поддержания предохранительного слоя, сбор и перекачка в хвостохранилище дренирующих сквозь дамбу вод, укрепление дамбы и контроль за ее состоянием.
Всего на территории края насчитывается более 20 хвостохранилищ, из них 9 в настоящее время остаются безхозяйными и представляют серьезную угрозу для здоровья жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от хвостохранилищ, и окружающей среды.
Для бесхозяйных хвостохранилищ в дальнейшем необходима их консервация, так как предприятия, деятельность которых послужила накоплению отходов, ликвидированы, а содержание полезных компонентов в отходах иногда выше, чем в недрах отрабатываемых ныне месторождений. Несовершенство технологии, монометальный подход к освоению недр привели к тому, что эти отходы по сути являются добытой из недр и измельченной рудой. В ряде случаев извлечение основного компонента не превышало 50%, а попутные компоненты совершенно не извлекались. Не извлеченные в процессе обогащения компоненты, вследствие резкого изменения физико-химической обстановки, становятся весьма подвижными и под воздействием водной и ветровой эрозии оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Предприятия топливно-энергетического комплекса, а это теплоэлектростанции и котельные, образуют большое количество золошлаковых отходов, так как большинство из них работают на угле. Отходы хранятся, как правило, в гидрозолоотвалах, неимеющих противофильтрационного экрана. В результате происходит загрязнение подземных вод тяжелыми металлами, мышьяком и серой, которые содержатся в инфильтрационных водах. Отвалы пылят, загрязняя почвы. Многие золоотвалы нуждаются в замене или реконструкции. В то же время накопившиеся золошлаковые отходы могут быть использованы в строительной промышленности в качестве наполнителей и в дорожном строительстве.
3. Существующая система правового регулирования обращения с отходами в Забайкальском крае представляет собой Закон Забайкальского края «Об отходах производства и потребления», Концепция обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2013-2020 годы, создана межведомственная комиссия по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края, на заседаниях которой рассматриваются вопросы исполнения органами местного самоуправления полномочий при обращении с отходами производства и потребления.
В настоящее время разрабатывается государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды», где в том числе планируются мероприятия по строительству полигонов ТБО.
Вместе с тем, в рамках ведения регионального кадастра отходов на основе данных инвентаризации в настоящее время прорабатывается вопрос разработки территориальной схемы размещения отходов на территории Забайкальского края, что позволит оценить объемы образования отходов в целом по краю и выработки предложений о проектировании полигонов ТБО, как муниципального уровня, так и межмуниципального, а также вопросы создания мусоросортировочных комплексов и переработки отходов.
Особо следует отметить, что основной проблемой остается, как говорилось выше - отсутствие достоверной и полной информации об отходах, накопленных и ежегодно образующихся на территории края.
Несмотря на утверждение в 2009 году Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, в соответствии с которым органы местного самоуправления, а также юридические лица, должны предоставлять в Минприроды Забайкальского края данные по обращению с отходами, информация поступает не от всех муниципальных образований и юридических лиц, а поступающие данные в большинстве своем не соответствую действительности. В связи с этим, в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Порядок ведения регионального кадастра отходов в части установления сроков предоставления информации (регламентирования данного процесса), а также в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение требований Порядка ведения регионального кадастра отходов.
4. В ближайшие годы следует предпринять следующие «шаги» по решению вопросов при обращении с отходами производства и потребления:
органам местного самоуправления:
- руководствоваться рекомендациями межведомственной комиссии по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края, в первую очередь, разработать схемы санитарной очистки для каждого населенного пункта, в целом по району. Данные схемы послужат основой разработки территориальной схемы очистки Забайкальского края;
- разработать муниципальные программы по отходам (в дальнейшем для софинансирования мероприятий из краевого бюджета);
- вести учет природопользователей, представлять информацию о накопленных отходах, образующихся ежегодно в Минприроды края;
- проводить работу с населением района, создавать волонтерские отряды по уборке мусора.
Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края:
- продолжить работу по инвентаризации отходов, ведению регионального кадастра отходов;
- проработать вопрос внесения изменений в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение требований Порядка ведения регионального кадастра отходов (с учетом разрабатываемых изменений в Порядок);
- разработать территориальную схему санитарной очистки Забайкальского края или так называемую схему обращения и управления твердыми бытовыми отходами на территории Забайкальского края, включая баланс количественных характеристик образования, утилизации (использования), обезвреживания, размещения ТБО.
Следует особо подчеркнуть значимость данной схемы, которая должна включать следующие положения:
1. Краткая характеристика и природно-климатические условия Забайкальского края.
2. Современное состояние действующей схемы обращения и управления твердыми бытовыми отходами.
3. Предложения по формированию инвестиционных производственных площадок в области обращения с отходами в разрезе конкретных объектов с оценкой предполагаемых источников и объемов финансирования.
4. Предложения по проектированию, строительству (реконструкции) и рекультивации объектов санитарной очистки.
5. Предложения по межмуниципальному размещению объектов системы обращения с твердыми бытовыми отходами.
6. Расчет необходимого количества спецтехники и оборудования для организации сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО).
7. Предложения по логистике движения отходов (направление потоков отходов, определение их мощности).
8. Оценка объемов потенциального извлечения вторичного сырья и анализ рынка вторичного сырья.
9. Предложения по оптимизации инфраструктуры в сфере обращения с ТБО.
10. Экономически обоснованные предложения по дальнейшему способу утилизации вторичного сырья.
11. Предложения по созданию сети организаций и предприятий, обеспечивающих сбор, первичную переработку и временное хранение вторичных ресурсов.
12. Варианты типовых проектов и решений по строительству полигонов ТБО и условиям их эксплуатации.
13. Осуществление экономических расчетов Схемы, включающей:
- расчет стоимости капиталовложений и иных затрат на мероприятия по санитарной очистке;
- предложения по оптимизации затрат на сбор, сортировку, переработку твердых бытовых отходов;
- схемы формирования тарифа с учетом возврата заемных денежных средств (не менее двух схем);
14. Разработанный баланс количественных характеристик образования, утилизации (использования), обезвреживания, размещения ТБО на территории края на 5 лет;
15. Графическая часть Схемы, в том числе представленная ГИС-системой, совместимой с геопорталом Забайкальского края.
Наличие данной Схемы позволит оценить ситуацию с отходами в целом по Забайкальскому краю, составить план размещения полигонов ТБО (районных, межрайонных), подготовить предложения по привлечению частных инвестиций по сортировке и переработке отходов.