Правоприменительная практика за 2018 год
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности отдела охотничьего надзора управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов Забайкальского края
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Минприроды Забайкальского края (далее - Управление) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по федеральному охотничьему надзору, руководствуясь Федеральным Законом «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ; Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ; Положением «О федеральном государственном охотничьем надзоре», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 29, Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.06.2012 № 171; Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утверждённым Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 503.
Анализ выявленных нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в результате незаконной охоты физическими лицами представлен следующим образом.
В 2018 году выявлено и пресечено 800 правонарушений. Из данного количества деяний составлено 774 протокола об административных правонарушениях. Статистика выявленных правонарушений в 2018 году показывает, что из совокупного количества составленных протоколов об административных правонарушениях 694 деяний, квалифицированы по статье 8.37 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); 1 правонарушение по ст. 7.11 КоАП РФ; 2 правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ, 3 деяния по ст. 19.4 КоАП РФ, 15 протоколов составлено по ст. 20.25 КоАП РФ. По указанным фактам вынесено 635 постановлений об административных правонарушениях. При этом при производстве дел об административном правонарушении 499 материалов направлены в суд для дальнейшего рассмотрения и принятия решения.
В ходе проведенных процессуальных действий изъято 108 единиц незарегистрированного охотничьего огнестрельного оружия, из которых 38 единиц – с нарезным стволом. Из общего числа выявленных правонарушений 41 материал передан в правоохранительные органы для проведения доследственной проверки и разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. В результате чего по 24 материалам возбуждены уголовные дела, деяния которых квалифицированы по ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нарушения гражданами требований природоохранного законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов как следствие приводит к назначению санкций в виде штрафов, либо лишения права охоты на срок от 1 до 2 лет. В качестве дополнительного наказания применяется конфискация охотничьего оружия.
В ходе изучения результатов деятельности по вынесению решений судебными органами и должностными лицами выявлено, что наиболее распространённым видом санкции, применяемым к нарушителям, является штраф, наложенная сумма которого в 2018 году составила 457 тыс. руб. Из указанной суммы взыскано как в добровольном, так и в государственно-принудительном порядке 424 тыс. руб., что составляет 92.8 % от общего числа. По сравнению с указанным количеством наложенных сумм штрафов, 33 гражданина составило совокупное количество лиц, лишенных права осуществить охоту на определенный санкциями срок.
Кроме того, в рамках контрольно-надзорной деятельности взыскано 2665 тыс. руб. из общей суммы причиненного ущерба охотничьим ресурсам в размере 8966 тыс. руб. Наиболее ценными охотничьими ресурсами, составляющими предмет незаконной охоты являются копытные животные, в частности косуля сибирская, олень благородный; а также пернатая дичь. В указанный перечень распространенной добычи охотничьих ресурсов также включен дзерен, занесенный в Красную книгу Российской Федерации. При браконьерстве нарушителями в качестве орудий охоты используется охотничье огнестрельное оружие, капканы и петли. Более того, возникают случаи применения механических транспортных средств и световых устройств, что образует состав ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации и является основанием для возбуждении уголовного дела.
Во исполнение требований действующего законодательства, руководствуясь положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений, посредством организации и проведения проверок и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, в 2018 году в органы прокуратуры направлено 1 заявление о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица. Каких-либо иных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводилось.